Герой Советского Союза
генерал-лейтенант
Иван Тимофеевич Спирин
(1898 - 1960)
Родился 28 июля (9 августа) 1898 года в городе Коломне Московской губернии. Окончил 3 курса института.
В армии с 1918 года. Участник гражданской войны. Воевал красноармейцем 9-го стрелкового полка (Рязань, затем Южный фронт), участвовал в боях с конницей генерала К.К. Мамонтова, с войсками А.И. Деникина. С ноября 1919 года – в ВВС, красноармеец эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец». С мая 1920 года – аэролог, старший делопроизводитель, начальник технической части боевого порядка, врио военкома и врио командира 2-го боевого порядка дивизиона воздушных кораблей на Западном фронте, воевал против польских войск.
С сентября 1922 года – заведующий техническим складом, начальник технической части научно-опытного аэродрома в Москве. Окончил экстерном школу лётчиков-наблюдателей (лётнабов) в Москве в 1924 году. С октября 1924-го по сентябрь 1938 года проходил службу в НИИ ВВС РККА (с небольшими перерывами): старший лётнаб аэронавигационного отделения, инструктор-лётнаб, заместитель начальника штурманского отдела, флагманский штурман ВВС РККА (с января 1935), командир и военком НИИ ВВС (с февраля 1936). В 1930 году окончил 1-ю Качинскую военную школу лётчиков имени А.Ф. Мясникова.
Один из первых выдающихся мастеров дальних перелётов советской авиации. В качестве штурмана участвовал в дальних перелётах Москва – Пекин (1925), в Италию (1927), в круговом полёте Москва – Иркутск – Харьков – Москва (1929), Москва – Севастополь – Анкара – Тегеран – Кабул – Ташкент – Москва (1930), во многих других. С 10 по 12 сентября 1934 года на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир экипажа М.М. Громов, второй пилот А.И. Филин) совершил рекордный по дальности и продолжительности перелёт по замкнутому маршруту в 12 411 километров за 75 часов.
Активный участник разработки новых способов самолётовождения, участвовал в создании ряда навигационных проборов. Одновременно с основной работой в 1930-х годах преподавал аэронавигацию в Военно-воздушной академии имени профессора Н.Е. Жуковского, участвовал в ряде поисковых воздушных экспедиций в Арктике.
В 1937 году как один из лучших штурманов Советского Союза был включён в состав советской арктической экспедиции и в качестве флаг-штурмана экипажа флагманского самолета (командир М.В. Водопьянов), участвовал в высадке на Северный полюс первой научной дрейфующей станции «Северный полюс-1». Обеспечил точную высадку экспедиции во главе с И.Д. Папаниным в районе географического Северного полюса.
Постановлением Центрального исполнительного комитета СССР от 27 июня 1937 года за образцовое выполнение задания правительства и героизм участников Северной экспедиции, достигшей Северного полюса и основавшей полярную станцию на дрейфующем льду у полюса, Спирину Ивану Тимофеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В сентябре 1938 года переведён из НИИ ВВС РККА в Военно-воздушную академию имени профессора Н.Е. Жуковского, где назначен начальником факультета авиаштурманов.
Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов: командир боевой авиационной группы дальнего действия в ВВС 9-й армии. Лично выполнил 2 дальних боевых вылета на уничтожение объектов противника и несколько вылетов на бомбардировку его прифронтовой полосы.
С сентября 1940 года – начальник 2-й Ивановской высшей школы штурманов, с 4 июня 1940 года - генерал-майор авиации. В самом начале Великой Отечественной войны на базе Ивановской школы была создана авиационная группа дальнего действия по обороне Москвы, целью которой было уничтожение аэродромов противника и его важных военных объектов. Группа под командованием генерал-майора авиации Спирина насчитывала до 200 самолётов, участвовала в Смоленском сражении и в битве за Москву. В марте 1942 года Спирин был назначен начальником Высшей офицерской школы ночных экипажей дальнего действия, размещённой в Средней Азии, под его командованием подготовлено к ночным боевым вылетам свыше 1000 экипажей.
С октября 1944 года вновь на фронте, командир 9-го гвардейского бомбардировочного авиационного корпуса в АДД и в 18-й воздушной армии, который действовал в интересах почти всех фронтов.
После войны с 1945 до апреля 1948 года вновь стал начальником Ивановской высшей школы штурманов. Окончил Высшие академические курсы при Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова. С мая 1949 года – начальник специального отделения, с февраля 1950 года – начальник специального факультета, с ноября 1952 года – заместитель начальника штурманского факультета Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского. С июля 1955 года – в отставке.
Работал начальником отдела авиации Антарктического института Академии наук СССР. С 1957 года до последних дней жизни – начальник военной кафедры Московского физико-технического института. Всего за период авиационной работы имел налёт свыше 9000 часов.
Жил в Москве. Умер 4 ноября 1960 года. Похоронен в Москве на Введенском кладбище.
Доктор географических наук, профессор. Генерал-лейтенант авиации.
Награждён 3 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны I степени, Трудового Красного Знамени, 2 орденами Красной Звезды, медалями.
Бюст героя установлен на Аллее памяти коломенцев-Героев Советского Союза в Мемориальном парке Коломны, а в Москве на доме, в котором он жил, - мемориальная доска. Его именем названы улицы в Москве и Коломне.
(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)
В 1920 году И.Т. Спирин связал свою судьбу с авиацией. Аэролог 2-го боевого отряда эскадрильи тяжёлых кораблей «Илья Муромец» красноармеец Иван Спирин помогал механикам заправлять горючим воздушные корабли, снаряжал их бомбами, латал пробоины. Вскоре его назначили начальником технической части авиационного отряда. Потом годы напряжённой учёбы и первые радости самостоятельных полётов.
В 1925 году И.Т. Спирин совершил первый полёт вне видимости земных ориентиров – по приборам и штурманским расчётам. Маршрут был невелик: Москва – Коломна. Но тот самый первый «слепой» полёт таил в себе, пожалуй, не меньше опасности, чем многие рекордные полёты, когда он вёл самолёты по неизведанным маршрутам.
Труднейший полёт из Москвы в Пекин, участие в большом европейском перелёте – яркие штрихи в биографии Ивана Тимофеевича.
В сентябре 1930 года И.Т. Спирин провёл звено самолётов Р-5 по маршруту беспримерной трудности: Москва – Севастополь – Анкара – Тбилиси – Тегеран – Термез – Кабул – Ташкент – Оренбург – Коломна – Москва. За 61 час 30 минут лётного времени в сложных метеорологических условиях советские лётчики на лёгких самолётах, предназначенных для полётов над сухопутной равнинной территорией, преодолели 10 500 километров. Протяженность маршрута в то время изумляла, а подвиг лётчиков навсегда вошёл в историю нашей авиации.
Через четыре года экипаж самолёта РД в составе М.М. Громова, А.И. Филина и И.Т. Спирина установил мировой рекорд дальности полёта по замкнутой кривой. Трое суток неумолчно рокотал в небе мотор самолёта. 12 тысяч километров пролетели без посадки отважные лётчики. Этот мировой рекорд не смог никто побить более 22 лет.
Всенародную славу Ивану Тимофеевичу Спирину принёс тяжелейший полёт в трудных метеорологических условиях на Северный полюс в 1937 году. Комбриг Спирин был флаг-штурманом первой в мире воздушной экспедиции на «крышу» Земли. 21 мая он вывел головной самолёт экспедиции к самой северной точке земного шара, а командир корабля Герой Советского Союза Михаил Васильевич Водопьянов блестяще посадил тяжелогруженый самолёт СССР Н-170 на льдину. На неё была высажена четвёрка отважных людей во главе с И.Д. Папаниным, которые затем несколько месяцев дрейфовали в Северном Ледовитом океане, ведя научные наблюдения. За героизм и мужество, проявленные во время полёта на Северный полюс, Иван Тимофеевич Спирин первым среди коломенцев 27 июня 1937 года был удостоен звания Героя Советского Союза. На специальной грамоте, подписанной председателем ЦИК СССР М. Калининым и секретарём ЦИК СССР И. Акуловым, стоит номер 21. Двадцать первым героем страны стал наш земляк-коломенец.
Незадолго до смерти Иван Тимофеевич написал: «На мою долю, как и на долю многих советских лётчиков, выпало заниматься не только мирным трудом, не только исследовать просторы Крайнего Севера, осуществлять длительные, дальние и скоростные перелёты по своей стране и за границей, но и защищать нашу Родину от врагов». И.Т. Спирин это делал в Гражданскую войну, во время Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. Немало сил и энергии И.Т. Спирин отдал научно-педагогической деятельности по подготовке штурманских кадров.