Герой Советского Союза
гвардии капитан
Ольга Александровна Санфирова
(1917 - 1944)
Родилась 19 апреля (2 мая) 1917 года в городе Самаре в семье рабочего. В середине 1930-х годов семья переехала в город Новый Ургенч Узбекской ССР, там Ольга окончила 9 классов.
Трудилась на заводе в городе Коломне Московской области и одновременно училась в Коломенском аэроклубе. Работала в Управлении санитарной авиации в Москве. С 1940 года – лётчик-инструктор 78-й учебной эскадрильи Западно-Сибирского управления гражданской авиации в городе Татарске Новосибирской области.
В Красной армии с декабря 1941 года, когда по призыву Героя Советского Союза Марины Расковой добровольцем была зачислена в ВВС. Член ВКП(б) с 1942 года. Окончила Батайскую военную авиационную школу пилотов в 1942 году.
В действующей армии с мая 1942 года. Воевала в составе 588-го ближнебомбардировочного авиационного полка (с февраля 1943 года – 46-й гвардейский ночной бомбардировочный авиаполк). Была пилотом, затем командовала звеном, заместитель командира и командир эскадрильи. Участница обороны и освобождения Северного Кавказа, Новороссийско-Таманской, Керченско-Эльтигенской, Крымской, Белорусской наступательных операций.
Командир эскадрильи 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиаполка (325-я ночная бомбардировочная авиадивизия, 4-я воздушная армия, 2-й Белорусский фронт) гвардии капитан О.А. Санфирова совершила 630 боевых ночных вылетов на уничтожение живой силы и укреплений противника с боевым налётом 875 часов, сбросила на противника 77 тонн авиабомб. При этом было уничтожено до двух взводов пехоты, 1 склад, 2 артиллерийские точки, 2 переправы, 5 автомашин, 3 пулемётные точки, вызвано 78 очагов пожаров. При поддержке десантных частей на Эльтигенском плацдарме сброшено 25 мешков с боеприпасами и продовольствием. Эскадрилья под её командованием совершила 3270 боевых вылетов.
Ольга Александровна Санфирова погибла в ночь на 13 декабря 1944 года: при возвращении с боевого задания по уничтожению позиций противника в районе населённого пункта Домослав в Польше самолёт был сбит. Лётчицы выпрыгнули с парашютами в тылу врага и пробрались к близкой линии фронта. При переходе линии фронта Ольга Санфирова наступила на мину. Похоронена в братской могиле в белорусском городе Гродно.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с немецко-фашистскими захватчиками гвардии капитану Санфировой Ольге Александровне посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.
Награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны I степени, медалями.
Её именем названа улица в городе Самаре, где установлен памятник героине, а также в Гродно. Бюст О.А. Санфировой установлен в городе Коломне, а на здании аэроклуба – мемориальная доска.
(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)
В конце 1941 года в нашей стране был создан первый в мире женский авиационный полк. Впоследствии он получил название 46-й гвардейский Таманский Краснознамённый, ордена Суворова полк ночных бомбардировщиков. Большой боевой путь в его рядах прошла Ольга Александровна Санфирова - от рядового лётчика до командира эскадрильи. О её боевых делах скупо, но достоверно сообщают строки наградного листа: «Капитан Санфирова в боях за Родину произвела 630 боевых самолётовылетов с боевым налётом 875 часов. Экипажем Санфировой сброшено по уничтожению мотомехчастей, живой силы и укреплениям противника 77 тонн бомбового груза. В результате бомбардировочных ударов гвардии капитан Санфирова уничтожила свыше двух взводов пехоты противника, 1 склад с боеприпасами, 2 артточки, 2 переправы, 5 автомашин, 3 пулемётных точки…» И это лишь часть того, что сделала отважная лётчица в борьбе с врагом.
В полку служило много совсем молоденьких лётчиц, а Ольга была пилотом со стажем. Летать она обучилась за несколько лет до войны. После операции, совершённой советскими лётчиками по спасению экипажа и пассажиров попавшего в беду парохода «Челюскин», Санфирова «заболела» авиацией. Она поставила перед собой цель – научиться летать. Но как осуществить эту мечту? Девушка жила тогда в Узбекистане. В одной из газет прочитала, что в подмосковной Коломне открылся аэроклуб. Ольга решила поехать туда. Села на поезд и через несколько суток очутилась в незнакомом городе.
Ольга не растерялась. Первым делом решила устроиться на работу и пришла на машиностроительный завод. Её приняли ученицей препаратора в химическую лабораторию. Санфирова довольно быстро подружилась с работницами лаборатории, в основном молоденькими девушками. Работа ей понравилась. Всё свободное время отдавала спорту. В аэроклубе сказали, что группы уже занимаются, а до следующего набора стоит немного подождать. Ольга не могла просто так ждать – не такой у неё был характер. Девушка всё свободное время отдавала комсомольской работе и спорту. Занималась плаванием, стрельбой. Часто её можно было видеть на стадионе у парашютной вышки. Одной из первых на заводе получила значок ГТО.
Наконец сбылась мечта – Ольгу Санфирову приняли в аэроклуб. Теоретическую подготовку сдала на «отлично». А когда начались полёты, восторгу её не было границ. Ольга летала увлечённо, без устали…
В декабре 1941 года по мобилизации ЦК ВЛКСМ О.А. Санфирова оказалась в армии. Так она попала в женский полк лёгких ночных бомбардировщиков, летала на По-2. Боевая страда растянулась на 2 с лишним года. Случалось, за одну ночь приходилось делать по 5 – 8 боевых вылетов…
В ночь на 13 декабря 1944 года О.А. Санфирова вылетела на выполнение очередного боевого задания. Сбросив бомбы на железнодорожную станцию близ Варшавы, лётчица взяла курс на восток, и в это время самолёт попал под сильный зенитный огонь.
Санфирова упорно тянула горящую машину. Вести самолёт было трудно. Пламя лизало плоскости, подбиралось к кабине. Наконец-то перетянули через линию фронта. Ольга приказала штурману Руфине Гашевой покинуть самолёт, а затем прыгнула сама. Приземлились на нейтральной полосе, стали пробираться в сторону наших позиций. И Ольга в темноте наступила на противопехотную мину…