Маслов Александр Спиридонович

Герой Российской Федерации

капитан

Александр Спиридонович Маслов

(1907 - 1941)

Родился 22 ноября 1907 года в селе Андреевском Коломенского уезда Московской губернии (ныне городской округ Коломна). В 1921 году окончил 4 класса коломенской заводской школы, а в 1926 году – школу крестьянской молодежи в местечке Аннино. В том же году окончил в Москве курсы киномехаников. Три года работал киномехаником в Коломне при отделе народного образования.

В Красную армию призван в октябре 1929 года Коломенским горвоенкоматом Московской области. Служил в 10-м Туркестанском стрелковом полку в Ленинграде. Там же учился в военно-теоретической школе лётчиков. Окончил 2-ю военную школу лётчиков в городе Борисоглебске и курсы командиров кораблей в городе Ейске. 

Служил старшим лётчиком в 16-й тяжелобомбардировочной эскадрилье в городе Ржеве. С февраля 1935 года А.С. Маслов проходил службу в 21-й авиационной бригаде в городе Ростове-на-Дону, а с ноября 1940 года – в 3-м дальнебомбардировочном авиационном корпусе. 

С мая 1941 года – командир 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка 42-й авиадивизии дальнего действия Западного особого военного округа, преобразованного с началом Великой Отечественной войны в Западный фронт.

22 июня 1941 года 27 самолетов, в том числе и экипажи А.С. Маслова и Н.Ф. Гастелло, нанесли удары по моторизованной колонне фашистских войск недалеко от железнодорожной станции Сувалки. Успешными были вылеты и на второй день войны. 24 июня эскадрилья Маслова уничтожила десятки танков, автомашин, бронетранспортеров и много живой силы врага. 

25 июня летчики полка на Виленском аэродроме уничтожили до 40 самолетов фашистов. Днем в тот же день эскадрилья А.С. Маслова уничтожила до 12 танков и несколько автомашин с пехотой.

26 июня утром на выполнение боевого задания вылетело звено из 3 самолетов под командованием А.С. Маслова. При нанесении удара по вражеской колонне на шоссе Молодечно - Радошковичи бомбардировщик ДБ-3Ф был подбит и упал около д. Декшняны. Вместе с Александром Масловым погибли члены его экипажа: штурман лейтенант Владимир Михайлович Балашов, стрелок-радист младший сержант Григорий Васильевич Реутов, стрелок младший сержант Бахтурас Бейскбаев. Согласно одной из версий, Маслов направил горящую машину во вражескую колонну с техникой и живой силой.

Экипажи А. Висковского и П. Клята, вернувшись на базу, доложили о происшедшем командованию.

Спустя несколько часов на задание вылетели экипажи Н.Ф. Гастелло и Ф.К. Воробьева. И в четвертом часу дня примерно там же, где героически погиб экипаж А.С. Маслова, у поселка Радошковичи, совершил свой бессмертный подвиг Н.Ф. Гастелло с товарищами – врезался в гущу вражеской техники...

Места гибели и совершения огненных таранов с малой высоты были сфотографированы специальным самолетом с фотоустановкой по приказу командира корпуса полковника Н.С. Скрипко, впоследствии маршала авиации.

Так сложилось, что о героической гибели экипажа Н.Ф. Гастелло стало известно всей стране, а вот о подвиге экипажа А.С. Маслова семья и земляки узнали лишь много лет спустя после окончания войны.

Указом президента Российской Федерации от 2 мая 1996 года за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, капитану Маслову Александру Спиридоновичу и членам его экипажа – лейтенанту Балашову Владимиру Михайловичу, младшему сержанту Бейскбаеву Бахтурасу и младшему сержанту Реутову Григорию Васильевичу было присвоено звание Героя Российской Федерации (посмертно). Также Маслов награждён орденом Отечественной войны I степени (посмертно).

Именем А.С. Маслова названы улицы в Коломне и в посёлке Проводник городского округа Коломна Московской области. На доме № 4 по улице в Проводнике, носящей имя Александра Маслова, и на здании Проводниковской средней школы установлены мемориальные доски. В Музее боевой и трудовой славы Проводниковской школы хранится мемориальная доска, ранее установленная на доме в селе Андреевском, где родился А.С. Маслов. В Андреевском установлен памятный знак земляку.

На пятый день войны

(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)

Приказом наркома обороны от 24 мая 1941 года капитан А.С. Маслов был назначен на должность командира 3-й эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиаполка 42-й авиадивизии дальнего действия. В этот же день командиром 4-й авиаэскадрильи той же части назначили капитана Н.Ф. Гастелло. 

Полк базировался на аэродроме Боровское близ города Починка Смоленской области. В четвёртом часу утра 22 июня в дверь квартиры Маслова постучали. Александр Спиридонович открыл. На пороге стоял посыльный: «Товарищ капитан, вас срочно вызывают в штаб…»

Личный состав 3-й эскадрильи во время занятий, тренировочных полётов, учений действовал слаженно, чётко. Недаром столько времени уделял боевой подготовке её командир А.С. Маслов. И на сей раз, прибыв по тревоге к заранее обусловленным местам, вооруженцы, техники без суеты, спешки быстро расчехлили самолёты, подвесили авиабомбы.

Заняли свои места в самолётах лётчики, штурманы, стрелки-радисты. Тяжелогруженые «Ил-4» рассредоточились по аэродрому, а боевая задача всё не поступала. Лишь в 14.30 первым поднялся в воздух самолёт, который вёл командир полка, кавалер двух орденов Красного Знамени Г.В. Титов. Чтобы сократить время, взлетали звеньями. Через час с небольшим 27 самолётов, в том числе и экипажи А.С. Маслова и Н.Ф. Гастелло, нанесли удар по моторизованной колонне фашистских войск недалеко от железнодорожной станции Сувалки. Все самолёты вернулись на аэродром. Успешными были вылеты и на второй день войны. Утром 24 июня 18 экипажей взяли курс на запад. Вёл группу командир полка. За Минском рассредоточились. Эскадрилья Маслова должна была нанести удар по скоплению фашистских войск под Ошмянами. Нападение было неожиданным и хорошо организованным. Десятки танков, автомашин, бронетранспортёров, много живой силы врага уничтожила прицельным бомбометанием и пулемётным огнём эскадрилья Маслова. С этого боевого задания не вернулись 13 экипажей. 

Учитывая потери, полковник Г.В. Титов к вечеру разбил весь личный состав полка на 2 эскадрильи. Командиром первой назначили Маслова, второй – Гастелло. 

Наступило 25 июня. На рассвете лётчики совершили успешный налёт на Виленский аэродром, уничтожив до 40 самолётов. Днём участвовали ещё в одном вылете. На дороге южнее Вильно эскадрилья Маслова уничтожила до 12 танков и несколько автомашин с пехотой. В ночь с 25 на 26 июня полк совершил 4 вылета. Было не до отдыха. Обстановка требовала наносить ощутимые удары по врагу. 26 июня в 8.30 первым на выполнение боевого здания вылетело звено из 3 самолётов под командованием А.С. Маслова. Увидев на шоссе, ведущем к Минску, скопление вражеской техники, командир на бреющем пролетел над колонной, сбросил бомбы, ударил из пулемётов. При выходе из боя самолёт был подожжён. Отвернуть и падать на лес? Лишь секунды оставались у экипажа на принятие решения. Чтобы нанести урон врагу, экипаж пошёл на самопожертвование. Маслов развернул самолёт и направил горящий бомбардировщик на зенитную батарею фашистов...