Герой Советского Союза
гвардии полковник
Аркадий Сергеевич Макаров
(1917 - 1996)
Родился 6 марта 1917 года в городе Самаре в семье служащего. Окончил 7 классов в городе Озёры Московской области (ныне городской округ Коломна), работал токарем на заводе, учился на рабфаке.
В Красной армии с 1936 года. По спецнабору «Комсомолец на самолёт» направлен в авиационную школу. В 1938 году окончил Качинскую военно-авиационную школу пилотов имени Мясникова и был оставлен в ней лётчиком-инструктором. Член ВКП(б)/КПСС с 1940 года.
Участник Великой Отечественной войны с августа 1941 года. В составе 271-го истребительного авиационного полка участвовал в Сталинградской битве.
В ноябре 1942 года прибыл в состав 32-го гвардейского истребительного авиационного полка. Во время боёв на Калининском и Северо-Западном фронтах зимой 1942-1943 годов добился больших успехов, сбив за короткий период времени 9 вражеских самолётов. Сражался в небе на самолётах-истребителях «МиГ-3», «Як-1», «Ла-5», «Ла-7». Обладал колоссальной физической силой, легко переносил большие перегрузки, за счёт чего умело выполнял в воздухе все фигуры высшего пилотажа. Его храбрости в бою, умению быстро ориентироваться в трудной обстановке поражались даже опытные пилоты.
Командир звена 32-го гвардейского истребительного авиационного полка (3-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 1-й гвардейский истребительный авиационный корпус, 15-я воздушная армия, Брянский фронт) гвардии старший лейтенант Аркадий Макаров к сентябрю 1943 года совершил 132 успешных боевых вылета, в 51 воздушном бою сбил 13 вражеских самолётов.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Макарову Аркадию Сергеевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Всего за время Великой Отечественной войны А.С. Макаров совершил 286 боевых вылетов и лично сбил 16 самолётов противника: «Хе-111», «ФВ-189», «Ю-87», «Ме-109», «ФВ-190». Сам же за всю войну был подбит единственный раз, очередью стрелка «Ю-88», когда атаковал его. Сумел посадить свою повреждённую крылатую машину на «брюхо».
После войны продолжил службу в 32-м гвардейском истребительном авиационном полку. В 1948 году гвардии подполковник А.С. Макаров был назначен инспектором по технике пилотирования ВВС Московского военного округа. Принимал участие практически во всех воздушных парадах над Москвой и в дни Воздушного флота СССР на аэродроме Тушино. В 1951 году за воздушный парад в Тушино он получил благодарность министра обороны СССР маршала Советского Союза А.М. Василевского. Ему была присвоена квалификация военного лётчика 1-го класса. Летал на различных типах реактивных самолётов-истребителей: «Як-15», «Як-17», «Ла-15», «МиГ-15», «МиГ-17».
В ноябре 1953 года А.С. Макаров откомандирован в Китайскую Народную Республику военным советником. С 1957 года гвардии полковник А.С. Макаров ушел в запас.
Жил в Москве и до декабря 1963 года работал заведующим учебной частью по производственному обучению в 144-й московской школе, затем – в Научно-исследовательском институте авиационной промышленности (НИИАП), где ветерану войны было присвоено звание «Ударник коммунистического труда» и «Ветеран труда».
Скончался 16 августа 1996 года. Согласно завещанию героя, урна с его прахом захоронена на кладбище города Озёры Московской области.
Награждён орденом Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, 2 орденами Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями.
На центральной улице города Озёры - улице Ленина - у Вечного огня, зажжённого у памятника землякам, погибшим во время Великой Отечественной войны, открыта Аллея славы, на которой установлены стелы с фамилиями Героев Советского Союза. На одной из них золотом на черном мраморе написано: «Герой Советского Союза Макаров Аркадий Сергеевич».
(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)
В Великую Отечественную войну на средства советских людей строили именные самолёты и вручали их отличившимся в боях лётчикам. В 1944 году по просьбе работников московского кинотеатра «Орион» на собранные ими деньги построили самолёт «Ла-7», на фюзеляже которого белой краской написали «Московский киноработник». По согласованию с командованием самолёт передали лётчику-асу Герою Советского Союза Аркадию Сергеевичу Макарову. Передача проходила в торжественной обстановке. Директор кинотеатра Николай Александрович Калашников пожелал лётчику новых успехов в боях с фашистскими захватчиками, а известный киноартист Михаил Иванович Жаров закрыл над пилотом фонарь кабины, произнеся: «Ждём возвращения с победой!»
Спустя несколько месяцев Н.А. Калашников получил от героя-лётчика письмо: «Привет с фронта! Дорогой Николай Александрович, извини, что долго не писал, ждал, когда начнётся работа… Ваш самолёт пролетел через Восточную Пруссию, под самый Берлин… Ещё раз благодарю Вас за такой самолёт, он себя показал на деле, это прекрасная машина. Летаю на ней я и мои товарищи, уже под Берлином сбили четыре «ФВ-190», из которых я сбил два. Работы сейчас у нас много, и работа жаркая. Вы, конечно, знаете, что мы в самом логове фашистского зверья, и это логово скоро будет взято нашими войсками. Передайте привет работникам кинотеатра, большое спасибо им от меня. Желаю Вам успеха в работе. Пишите мне. С приветом, А. Макаров».
Долог был путь А.С. Макарова к Дню Победы. Участвовать в боевых вылетах инструкторы Качинской школы и самые подготовленные курсанты стали с самого начала войны. Макаров много раз вылетал, пока Качинскую школу не перевели из Севастополя в посёлок Красный Кут Саратовской области. Уже там А.С. Макаров добился, чтобы его отправили на фронт. Воевал отчаянно храбро, но и осмотрительно. Как отмечали командиры, у Макарова сильно развито чувство выручки товарища в бою, летает он вдохновенно, страстно, ничто не останавливает его перед выполнением боевого задания. Его сослуживцам по 32-му гвардейскому истребительному авиационному полку запомнился бой, который провели 6 марта 1943 года под Старой Руссой 4 лётчика с 12 самолётами противника. В тот день наши истребители прикрывали боевые действия группы штурмовиков. А.С. Макаров со своим ведущим Героем Советского Союза капитаном И.М. Холодовым оказались против 6 фашистских истребителей, которые неожиданно появились из густой облачности. Советские лётчики не растерялись, смело вступили в бой. Атака следовала за атакой. Вот сражён один фашист, затем другой. Но подбит и самолёт Холодова. Машина потеряла управление, и капитан вынужден был выброситься с парашютом. Макаров увидел, как «мессер» разворачивается, намереваясь расстрелять Холодова. Нужно срочно оказать помощь другу, и Аркадий устремляется в атаку: необходимо отвлечь внимание фашиста на себя. На огромной скорости два самолёта помчались друг к другу. Пора стрелять. Макаров жмёт на гашетку, но пушка молчит – кончились снаряды.
Лётчик не отворачивает самолёт, решил таранить фашиста. Нервы у гитлеровца не выдержали, и он свернул с курса. Жизнь И.М. Холодова была спасена.