Герой Советского Союза
гвардии полковник
Михаил Васильевич Левин
(1919 - 2015)
Родился 9 января 1919 года в деревне Елино Коломенского уезда Московской губернии (ныне городской округ Коломна) в семье крестьянина. Окончил четыре класса начальной школы в деревне, а затем девять классов средней школы в городе Коломне. Работал на Коломенском машиностроительном заводе, учился в Коломенском аэроклубе.
В 1940 году призван Коломенским городским военкоматом в ряды Красной армии. В мае 1941 года окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов.
С первого дня Великой Отечественной войны М.В. Левин участвовал в боевых операциях. С 22 июня 1941 года летал на выполнение заданий в составе 39-й отдельной бомбардировочной авиационной эскадрильи, а с января 1942 года – в составе 1-го гвардейского Брянского Краснознамённого бомбардировочного авиационного полка.
О бесстрашном лётчике Михаиле Левине писали газеты, публиковали его портреты. Вся страна знала о его подвигах. К январю 1945 года заместитель командира эскадрильи 1-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка гвардии старший лейтенант М.В. Левин совершил 255 боевых вылетов (из них 200 ночью) на бомбардировку важных объектов в тылу врага, скоплений его войск, а также сделал 32 вылета со специальным заданием в расположение партизан для выброски парашютистов в тыл противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 июня 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования по уничтожению живой силы и техники противника и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшему лейтенанту Михаилу Васильевичу Левину присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
После окончания Великой Отечественной войны М.В. Левин продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. До мая 1951 года служил в Приморском крае в должности командира авиационной эскадрильи, а затем его перевели в Московский военный округ. Многие годы работал в Центральном аэроклубе СССР имени В.П. Чкалова – был командиром отряда, эскадрильи, начальником лётной части.
Летом 1966 года переехал из Москвы в Киев (Украина). Здесь трудился в ЦК ДОСААФ Украинской ССР: сначала в должности заместителя, а с 1973 года – начальника отдела авиационной подготовки и спорта.
Умер 6 августа 2015 года.
Награждён орденом Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Красной Звезды, медалями. В городе Коломне на здании аэроклуба установлена мемориальная доска в честь М.В. Левина.
(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)
Какие только задания не приходилось выполнять отважному лётчику Михаилу Васильевичу Левину в годы Великой Отечественной войны! Он бомбил важные военные объекты фашистов, летал на освещение целей, выбрасывал в тыл врага советских разведчиков и десантников, со специальными заданиями отправлялся к партизанам. И все задания выполнял уверенно, смело, с высоким мастерством.
В ночь на 11 мая 1943 года экипажу М.В. Левина было приказано нанести удар по железнодорожному узлу Брянск-1. Командир полка предупредил, что, по данным разведки, гитлеровцы усиленно охраняют объект. В этом Левин убедился, подлетая к Брянску. Город ощетинился лучами прожекторов, в небе появились султаны взрывов зенитных снарядов. Михаил вёл самолёт на высоте 3600 метров, ловко маневрируя среди лучей прожекторов. На цель заходил бесшумно, с выключенным газом. Экипаж прицельно отбомбился. Бомбы попали в один из эшелонов. Сильный взрыв разметал несколько вагонов, возник пожар. При отходе от цели самолёт попал в перекрестие прожекторных лучей. Со всех сторон стали рваться снаряды, небо в непосредственной близости от самолёта прорезали трассирующие линии пулемётных очередей. Левин применил маневр по вертикали и направлению и сумел вырваться из цепких щупальцев прожекторов и зенитного огня. Лишь три пробоины получил самолёт. Об этом узнали, когда благополучно приземлились на своём аэродроме. А затем новые сложные задания.
Во время прорыва блокады Ленинграда М.В. Левин делал по 3-4 вылета в ночь на бомбардирование позиций тяжёлой артиллерии гитлеровцев, обстреливающих город. В ночь на 17 января 1944 года сделал 5 боевых вылетов. Это потребовало от лётчика мобилизации всех его физических и духовных сил.
В феврале 1944 года М.В. Левин четыре раза водил свой тяжелогруженый бомбардировщик к Хельсинки, один раз – к Турку, где нанёс мощные удары по военно-промышленным объектам.