Герой Советского Союза гвардии майор Захаров Сергей Иванович (1918 - 2007)
Родился 6 октября 1918 года в деревне Кукишево (ныне Волоколамского района Московской области) в семье рабочего. В 1932 году вместе с родителями переехал в Коломну. Здесь окончил 7 классов, школу фабрично-заводского ученичества при машиностроительном заводе имени Куйбышева (ныне Колледж «Коломна»). Работал токарем-инструментальщиком на заводе, одновременно учился в Коломенском аэроклубе.
В 1938 году был призван в Красную армию Коломенским горвоенкоматом и направлен в лётное училище. В 1939 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу лётчиков и был направлен в 45-й скоростной бомбардировочный полк (г. Орёл).
Участник Советско-финляндской войны 1939-1940 годов. В феврале-марте 1940 года совершил 6 боевых вылетов на бомбардировщике СБ. С 1940 года проходил программу лётной подготовки на самолётах-бомбардировщиках ДБ-3 в Ивановской военной школе штурманов, в декабре 1941 года эвакуированной в город Мары.
На фронтах Великой Отечественной войны с марта 1942 года. Воевал в составе 752-го (с марта – 10-го гвардейского) авиационного полка дальнего действия. На самолёте Ил-4 (ДБ-3Ф) наносил бомбовые удары по целям в ближнем и дальнем тылу врага. Полёты иногда продолжались по 8 - 12 часов. Ещё летом и осенью 1942 года, когда гитлеровцы рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж лётчика Захарова и штурмана Петрова с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кёнигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов Третьего рейха.
К февралю 1943 года командир звена старший лейтенант Сергей Захаров совершил 129 боевых вылетов на бомбардировку войск и объектов противника, промышленных центров и портов в глубоком тылу врага.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 марта 1943 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Захарову Сергею Ивановичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Последний удар по врагу Захаров нанёс 5 апреля 1944 года. Затем тяжёлая болезнь оторвала его от лётной работы. За неполные два года на фронте капитан Захаров совершил 251 боевой вылет.
С июня 1946 года капитан С.И. Захаров ушёл в запас и вернулся в Коломну. Здесь он окончил Коломенский станкостроительный техникум, а затем Московский институт механизации и электрификации сельского хозяйства. Более 30 лет, до ухода на заслуженный отдых, работал начальником конструкторского бюро Коломенского завода тяжёлого станкостроения.
Все годы вел активную общественную работу. Избирался депутатом Коломенского городского Совета, членом президиума городской ветеранской организации, председателем Совета ветеранов войны и труда завода.
Майор в отставке С.И. Захаров скончался 27 августа 2007 года. Похоронен на кладбище № 1 в Коломне.
Награждён 2 орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, медалями.
В Коломне на доме, в котором жил Захаров, и на здании аэроклуба установлены мемориальные доски.
(По материалам книги А.И. Кузовкина «Герои-коломенцы», ИД «Лига», 2010)
Первое боевое задание С.И. Захаров выполнил в ночь под 1 мая 1942 года, нанеся удар по железнодорожному узлу Орла, где было сосредоточено много составов с живой силой и техникой гитлеровцев. А летом и осенью того же года, когда фашистские полчища рвались к Сталинграду и Кавказу, экипаж Захарова с подмосковного аэродрома вылетал бомбить военно-промышленные объекты Кёнигсберга, Берлина, Данцига, Штеттина, Варшавы, Будапешта и других городов. Эти полёты проходили в сложных метеорологических условиях. Советских бомбардировщиков в пути и над целью обстреливали фашистские истребители, по нашим машинам вели интенсивный огонь вражеские зенитчики, на пути краснозвёздных «илов» вставали гитлеровские аэростаты заграждения, лётчиков ослепляли десятки, а то и сотни прожекторов, из лучей которых не так-то просто было вырваться. Большую опасность представляли грозы, обледенение, так как приходилось лететь на высоте в несколько километров или в сплошной облачности. Неудобства создавала и кислородная маска, а без неё не обойтись: можно потерять сознание от кислородного голодания. Полёты иногда продолжались по 8, 10, 12 и более часов. В кабине не развернуться и передохнуть нельзя; рук от штурвала не оторвать, поскольку на самолёте не было автопилота. Лишь время от времени Захаров, не выпуская штурвала, менял онемевшую руку, ёрзал на сиденье, стараясь занять такое положение, чтобы не так остро чувствовать боль в пояснице и снять напряжение с затёкших ног. Бывали моменты, когда Захаров, посадив самолёт и вырулив с полосы на стоянку, напрягал всю свою волю и силы, чтобы спуститься на землю, а она плыла под ногами. И он делал очень неуверенный шаг, другой, словно малыш, обучающийся ходьбе. Ещё хуже было с руками. По многу часов он крепко сжимал штурвал. Пальцы застывали в полускрюченном состоянии, и какое-то время даже силой невозможно было их распрямить. Но молодой организм справлялся с нагрузками. Отдых, калорийное питание, занятия физкультурой восстанавливали силы. И вновь Сергей Иванович Захаров отправлялся в полёт.
Командир полка Иван Карпович Бровко, воевавший ещё в Испании и вернувшийся оттуда с 2 орденами Красного Знамени, отмечал в характеристике С.И. Захарова: «Летает днём и ночью. В полёте вынослив, летать любит… Дисциплинирован, требователен к себе и подчинённым. В бой идёт с большим желанием, в бою ведёт себя храбро».
Фронтовые и центральные газеты не раз сообщали о боевых действиях экипажа С.И. Захарова. Так, газета «Красная звезда» 6 сентября 1942 года рассказала о налёте в ночь с 4 на 5 сентября советских бомбардировщиков на столицу Венгрии Будапешт: «Исключительное мастерство, мужество и отвагу проявили в этом полёте экипажи майора Бодунова, капитанов Петелина и Краснова и лейтенантов Барашева, Захарова и Валика… Экипаж Захарова вышел в центр города. Штурман, старший лейтенант Петров, весь свой груз сбросил на машиностроительный завод. Вспыхнули огромной силы два очага пожара. В городе горели военные и промышленные объекты».